КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
✅️ Не учите с ребенком буквы в алфавитном порядке
Есть буквы, которые детям особенно трудно читать в середине и в конце слова. Например: глухие «К, П, Т» и слоги с буквами «Б, Г, Д, Ц, Ч, Щ». Многие из этих букв находятся именно в начале алфавита. Но ребенок должен усвоить не только произношение букв, но и научиться сливать звуки в слоги.
✅️ Отдельно запоминайте гласные и согласные
✅️ Начните с гласных «А, О, У, Ы, И»
Когда ребенок хорошо запомнит эти гласные - можете переходить к остальным.
✅️ Первыми изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р»
Сразу изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», потом – «К, П, Т». А затем уже – «В, З, Ж, Б, Г, Д» и остальные.
Они легко выделяются в начале и в конце слова. Но главное – из них просто составлять слоги. Возможность протяжного произношения этих звуков позволяет постепенно переключаться с одного способа артикуляции, на другой, с чтения согласного - на чтение гласного.
✅️ Не учите букву – учите звук!
Называйте звук, а не то, как произносится буква в алфавите. Например «П», а не «ПЭ», чтобы ребенок не делал ошибок и не читал «ПЭА-ПЭА» вместо «ПА-ПА».
✅️ Перед покупкой нового букваря хорошо его изучите
Картинки должны четкими, яркими, буквы - крупными. Если на страницах вам попадаются непонятные, сложные задания – лучше не берите такую книгу.
А у меня есть прекрасный вариант для маленьких непосед- мягкая фетровая азбука.
С её помощью ребёнок учит буквы, звуки и слова через игру и ассоциации?
Буквы и игрушки на липучках. С ребятами постарше можно играть в ребусы.
А как вы учили буквы со своими детьми?
. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи. Проверьте, знает ли Ваш ребенок:
Психолог
Как социальные паттерны воспитания приводят к нежелательному поведению ребёнка.
Социальные паттерны воспитания – это шаблоны родительского поведения, которые распространены в обществе. Это вопрос трендов, осведомленности родителей о моделях воспитания, развития психологической мысли. Например, в социалистическую эпоху в семейном воспитании ценилась строгость, действовала система ограничений и правил. Если ребенок выполнял их, родители как бы получали гарантию того, что они воспитают социально ответственную, патриотичную, трудолюбивую личность.
В современном обществе популярны другие модели, близкие к идеям свободного воспитания: взрослые угадывают и удовлетворяют потребности детей, при этом рассчитывают на то, что подход с акцентом на внимание к дошкольнику будет способствовать развитию ребенка, раскроет в нем таланты. Социальные паттерны меняются, поскольку изменяются представления о том, как выглядит счастливая личность. Проблема современных социальных паттернов в том, что многие родители не отдают себе отчета, где граница между разумной заботой и ситуацией, когда взрослые слепо потакают капризам ребенка. Поэтому стандартные модели заботливого отношения к детям, то есть социально одобряемые, шаблонные показатели «хорошего» родителя, могут привести к избалованности малыша и даже к его дезадаптации. Ребенок может начать воспринимать усилия взрослых как их обязанность, нечто естественное, что само собой разумеется.
В результате он может «отказаться» взрослеть, брать ответственность за себя и других. Варианты жалоб родителей, когда они эксплуатируют искаженный социальный паттерн: ребенок «вдруг» стал агрессивным, раздражительным, плаксивым, излишне обидчивым, драчливым, конфликтным, заторможенным, безвольным, апатичным.
Когда родители приходят к педагогу-психологу с запросом, что они в воспитании «попали в тупик, хотя все делали правильно», возможно вникнуть в тему о социальных паттернах, выраженных в таблице. Повторяем готовое решение для всех типичных проблем поведения ребенка, связанных с трендами воспитания в обществе.
Какие социальные паттерны
могут привести к нежелательному результату, и как его изменить
Поведение родителей /
социальный паттерн На что будут жаловаться родители Как трансформировать социальный паттерн
Ребенок не просто
находится в центре
внимания родителей
и других взрослых членов семьи, а его потребности предугадывают и неукоснительно выполняют. При этом нет системы запретов и правил, которые ребенок должен выполнять.
Ребенок не понимает слово «нельзя», не соблюдает режим, не готов жить по правилам. Может воспринимать запреты взрослого и преграды на пути к своим желаниям
с агрессией, вести себя манерно, устраивать истерики. При конфликтах – перекладывать ответственность на других, стремиться обвинить их и оправдать себя. Приучать ребенка к режиму дня, играть с ним в игры с правилами. Постепенно вводить в его жизнь правила поведения: складывать
игрушки на место, самому убирать свою комнату, отвечать за свои поступки, уметь ждать своей очереди в группе детей или по принципу «родители купят новую вещь или игрушку не сейчас, а когда смогут».
Родители никогда не критикуют малыша, любое его поведение они одобряют или оправдывают. Ребенок не умеет переживать поражение. В общении он стремится доминировать,
Проявляет конфликтность.
Может начать врать, чтобы оправдать свое поведение и гарантированно добиться привычного одобрения. Обсуждать с ребенком
его поведение, если
он поступает нечестно или нарушает правила. Прямо говорить ему о проступке и о том, какие эмоции этот проступок вызывает. Разбирать проступок
с самого начала: выяснить, что привело к нему, и моделировать ситуацию заново, чтобы в следующий раз малыш не ошибся.
Родители считают, что
наказания ребенка антигуманны, рассматривают их как запрещенный метод воспитания. Стараются говорить «правильные слова», но не могут добиться, чтобы дети выполняли их требования. Ребенок может казаться равнодушным, проявлять обидчивость, капризничать. Он чувствует формальный подход к воспитанию и улавливает модель поведения «на словах,
а не на деле». В дальнейшем приучается говорить правильные вещи, но не следовать
им в своей жизни. Определить для себя,
что понятие наказания –
не о насилии и давлении, а о правилах поведения, которым учится ребенок. Подумать, какие этичные меры наказания допустимы для семьи: меньше времени на мультфильмы, отсрочка
в покупке очередной игрушки. Договариваться об этих
мерах с ребенком: самые верные способы наказания – те, которые малыш сам выберет для себя.
Родители чувствуют свою вину перед ребенком за то, что много работают и уделяют ему меньше времени, чем им кажется нужным, поэтому они «компенсируют» недостаток внимания
покупкой дорогих вещей, игрушек, потакают капризам малыша. Ребенок проявляет мало
внимания к интересам и чувствам других людей, зациклен на материальных вещах.
Не умеет получать удовольствие от живого общения. Уделять общению с ребенком хотя бы небольшое время, пусть даже пятнадцать минут
в день, но быть в этот момент «включенным»: выслушивать его, спрашивать о его занятиях и чувствах, играть с ним.
Осознать, что новый гаджет не заменит общение со значимыми взрослыми, с помощью гаджета ребенку будет
трудно получить те навыки и привычки взаимодействия с окружающими людьми,
которые дает близость.
Родители чувствуют
потребность защитить
своего ребенка от всех
проблем окружающего
мира – это часто случается, если ребенок
единственный в семье.
Гиперпротекция может
проявляться в виде чрезмерной опеки, мелочного контроля, когда родители
предписывают ребенку
определенный образ
жизни и поведения, все
за него решают. Ребенок ведет себя несамостоятельно, неуверенно, не проявляет инициативу.
Может быть замкнутым, проявлять плаксивость. Избавиться от собственных гиперболизированных
страхов за здоровье и жизнь детей, стараться приучать их к собственному выбору; можно начать с выбора
полезных блюд, одежды, способа проводить досуг.
Понаблюдать за тем, как ведут себя другие родители, у которых нет проблем гиперпротекции, чтобы самостоятельно убедиться, что ничего плохого с их детьми
не происходит.
Родители воспитывают
ребенка в культе страха
болезни. Они фиксируют внимание на любом недомогании ребенка, часто преувеличивают симптомы и излишне тревожатся, проявляют излишнюю заботу. Неосознанно они
формируют образ «больного» ребенка, которому все должны потакать в его капризах. Ребенок кажется изнеженным, часто плачет, может проявлять чрезмерный эгоизм. Он стремится приспосабливаться и не хочет трудиться сам, чтобы получить желаемое. Избегать чрезмерно опекать ребенка, не делать за него то, что он способен сделать сам по возрасту. Формировать адекватную самооценку, мотивировать, выполнять доступные ему задачи самостоятельно, при
этом искренне радоваться успехам ребенка, хвалить его. Отказаться от восприятия ребенка как «слабого», которому постоянно нужна
помощь и забота. Учить
заботиться о других.
Медицинский работник
Консультация для родителей «Как одевать ребенка в детский сад в зимний период»
Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте заранее, как одеть ребенка и что взять с собой. Ничто не помешает малышу познакомиться с прелестями зимней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность ребёнка,а так-же повышает его самооценку.
Одежда не должна иметь:
- сложных застежек и шнурков;
- должна соответствовать погодным условиям;
-росту и размеру.
-не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки).
Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной
1) Первый слой – майка, футболка.
2) Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка, шерстяной свитер (для малоподвижного).Лучше выбрать трикотажную кофточку, шерстяной свитер, без пуговиц, кнопок и молний. Брюки на подкладке (флиса или синтепона) из непромокаемой ткани защитят маленького путешественника от влажного снега. Рекомендуются брюки с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Теплые непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться
3) Третий слой – куртка на синтепоне или пухе сделает прогулку очень комфортной. Хороша куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги. Современные куртки имеют 2 замка, что дает дополнительное тепло и в случае поломки одного даст время на замену другого.
3.1) Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке на подкладке из плотной натуральной ткани дошколёнку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами. Очень хороши шапки из непромокаемой ткани на искусственном меху.
Врачи часто говорят родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
4) Важная часть экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой и холодной погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Валенки на подошве тоже хороши. Подошва, должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение и тепло. Важно чтобы ноги не мерзли и не потели, после прогулки проверяйте стопы детей, если они влажные возможно синтетические колготки или носки вам не подходят, холодные – значит, обувь не соответствует потребностям ребенка, прогулка длиться 1-1,5 часа. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Купите также двуслойные варежки из непромокаемой ткани на подкладке (вязаные быстро намокают от влажного снега) – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).
5) Ребенок склонен к частым простудам - шарфик, пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в морозец – многослойная одежда.
Успехов вам в воспитании малышей.
Консультация для родителей «Как одевать ребенка в детский сад в зимний период»
Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте заранее, как одеть ребенка и что взять с собой. Ничто не помешает малышу познакомиться с прелестями зимней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность ребёнка,а так-же повышает его самооценку.
Одежда не должна иметь:
- сложных застежек и шнурков;
- должна соответствовать погодным условиям;
-росту и размеру.
-не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки).
Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной
1) Первый слой – майка, футболка.
2) Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка, шерстяной свитер (для малоподвижного).Лучше выбрать трикотажную кофточку, шерстяной свитер, без пуговиц, кнопок и молний. Брюки на подкладке (флиса или синтепона) из непромокаемой ткани защитят маленького путешественника от влажного снега. Рекомендуются брюки с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Теплые непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться
3) Третий слой – куртка на синтепоне или пухе сделает прогулку очень комфортной. Хороша куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги. Современные куртки имеют 2 замка, что дает дополнительное тепло и в случае поломки одного даст время на замену другого.
3.1) Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке на подкладке из плотной натуральной ткани дошколёнку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами. Очень хороши шапки из непромокаемой ткани на искусственном меху.
Врачи часто говорят родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
4) Важная часть экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой и холодной погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Валенки на подошве тоже хороши. Подошва, должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение и тепло. Важно чтобы ноги не мерзли и не потели, после прогулки проверяйте стопы детей, если они влажные возможно синтетические колготки или носки вам не подходят, холодные – значит, обувь не соответствует потребностям ребенка, прогулка длиться 1-1,5 часа. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Купите также двуслойные варежки из непромокаемой ткани на подкладке (вязаные быстро намокают от влажного снега) – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).
5) Ребенок склонен к частым простудам - шарфик, пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в морозец – многослойная одежда.
Успехов вам в воспитании малышей.
Как социальные паттерны воспитания приводят к нежелательному поведению ребёнка.
Как социальные паттерны воспитания приводят к нежелательному поведению ребёнка.
Социальные паттерны воспитания – это шаблоны родительского поведения, которые распространены в обществе. Это вопрос трендов, осведомленности родителей о моделях воспитания, развития психологической мысли. Например, в социалистическую эпоху в семейном воспитании ценилась строгость, действовала система ограничений и правил. Если ребенок выполнял их, родители как бы получали гарантию того, что они воспитают социально ответственную, патриотичную, трудолюбивую личность.
В современном обществе популярны другие модели, близкие к идеям свободного воспитания: взрослые угадывают и удовлетворяют потребности детей, при этом рассчитывают на то, что подход с акцентом на внимание к дошкольнику будет способствовать развитию ребенка, раскроет в нем таланты. Социальные паттерны меняются, поскольку изменяются представления о том, как выглядит счастливая личность. Проблема современных социальных паттернов в том, что многие родители не отдают себе отчета, где граница между разумной заботой и ситуацией, когда взрослые слепо потакают капризам ребенка. Поэтому стандартные модели заботливого отношения к детям, то есть социально одобряемые, шаблонные показатели «хорошего» родителя, могут привести к избалованности малыша и даже к его дезадаптации. Ребенок может начать воспринимать усилия взрослых как их обязанность, нечто естественное, что само собой разумеется.
В результате он может «отказаться» взрослеть, брать ответственность за себя и других. Варианты жалоб родителей, когда они эксплуатируют искаженный социальный паттерн: ребенок «вдруг» стал агрессивным, раздражительным, плаксивым, излишне обидчивым, драчливым, конфликтным, заторможенным, безвольным, апатичным.
Когда родители приходят к педагогу-психологу с запросом, что они в воспитании «попали в тупик, хотя все делали правильно», возможно вникнуть в тему о социальных паттернах, выраженных в таблице. Повторяем готовое решение для всех типичных проблем поведения ребенка, связанных с трендами воспитания в обществе.
Какие социальные паттерны
могут привести к нежелательному результату, и как его изменить
Поведение родителей /
социальный паттерн На что будут жаловаться родители Как трансформировать социальный паттерн
Ребенок не просто
находится в центре
внимания родителей
и других взрослых членов семьи, а его потребности предугадывают и неукоснительно выполняют. При этом нет системы запретов и правил, которые ребенок должен выполнять.
Ребенок не понимает слово «нельзя», не соблюдает режим, не готов жить по правилам. Может воспринимать запреты взрослого и преграды на пути к своим желаниям
с агрессией, вести себя манерно, устраивать истерики. При конфликтах – перекладывать ответственность на других, стремиться обвинить их и оправдать себя. Приучать ребенка к режиму дня, играть с ним в игры с правилами. Постепенно вводить в его жизнь правила поведения: складывать
игрушки на место, самому убирать свою комнату, отвечать за свои поступки, уметь ждать своей очереди в группе детей или по принципу «родители купят новую вещь или игрушку не сейчас, а когда смогут».
Родители никогда не критикуют малыша, любое его поведение они одобряют или оправдывают. Ребенок не умеет переживать поражение. В общении он стремится доминировать,
Проявляет конфликтность.
Может начать врать, чтобы оправдать свое поведение и гарантированно добиться привычного одобрения. Обсуждать с ребенком
его поведение, если
он поступает нечестно или нарушает правила. Прямо говорить ему о проступке и о том, какие эмоции этот проступок вызывает. Разбирать проступок
с самого начала: выяснить, что привело к нему, и моделировать ситуацию заново, чтобы в следующий раз малыш не ошибся.
Родители считают, что
наказания ребенка антигуманны, рассматривают их как запрещенный метод воспитания. Стараются говорить «правильные слова», но не могут добиться, чтобы дети выполняли их требования. Ребенок может казаться равнодушным, проявлять обидчивость, капризничать. Он чувствует формальный подход к воспитанию и улавливает модель поведения «на словах,
а не на деле». В дальнейшем приучается говорить правильные вещи, но не следовать
им в своей жизни. Определить для себя,
что понятие наказания –
не о насилии и давлении, а о правилах поведения, которым учится ребенок. Подумать, какие этичные меры наказания допустимы для семьи: меньше времени на мультфильмы, отсрочка
в покупке очередной игрушки. Договариваться об этих
мерах с ребенком: самые верные способы наказания – те, которые малыш сам выберет для себя.
Родители чувствуют свою вину перед ребенком за то, что много работают и уделяют ему меньше времени, чем им кажется нужным, поэтому они «компенсируют» недостаток внимания
покупкой дорогих вещей, игрушек, потакают капризам малыша. Ребенок проявляет мало
внимания к интересам и чувствам других людей, зациклен на материальных вещах.
Не умеет получать удовольствие от живого общения. Уделять общению с ребенком хотя бы небольшое время, пусть даже пятнадцать минут
в день, но быть в этот момент «включенным»: выслушивать его, спрашивать о его занятиях и чувствах, играть с ним.
Осознать, что новый гаджет не заменит общение со значимыми взрослыми, с помощью гаджета ребенку будет
трудно получить те навыки и привычки взаимодействия с окружающими людьми,
которые дает близость.
Родители чувствуют
потребность защитить
своего ребенка от всех
проблем окружающего
мира – это часто случается, если ребенок
единственный в семье.
Гиперпротекция может
проявляться в виде чрезмерной опеки, мелочного контроля, когда родители
предписывают ребенку
определенный образ
жизни и поведения, все
за него решают. Ребенок ведет себя несамостоятельно, неуверенно, не проявляет инициативу.
Может быть замкнутым, проявлять плаксивость. Избавиться от собственных гиперболизированных
страхов за здоровье и жизнь детей, стараться приучать их к собственному выбору; можно начать с выбора
полезных блюд, одежды, способа проводить досуг.
Понаблюдать за тем, как ведут себя другие родители, у которых нет проблем гиперпротекции, чтобы самостоятельно убедиться, что ничего плохого с их детьми
не происходит.
Родители воспитывают
ребенка в культе страха
болезни. Они фиксируют внимание на любом недомогании ребенка, часто преувеличивают симптомы и излишне тревожатся, проявляют излишнюю заботу. Неосознанно они
формируют образ «больного» ребенка, которому все должны потакать в его капризах. Ребенок кажется изнеженным, часто плачет, может проявлять чрезмерный эгоизм. Он стремится приспосабливаться и не хочет трудиться сам, чтобы получить желаемое. Избегать чрезмерно опекать ребенка, не делать за него то, что он способен сделать сам по возрасту. Формировать адекватную самооценку, мотивировать, выполнять доступные ему задачи самостоятельно, при
этом искренне радоваться успехам ребенка, хвалить его. Отказаться от восприятия ребенка как «слабого», которому постоянно нужна
помощь и забота. Учить
заботиться о других.
Игры с песком.
Летом на площадке наиболее часто дети играют с песком и водой.
Песок – это природный материал, который пользуется у детей исключительным вниманием. Если даже нет никакого дополнительного приспособления, дети все же находят способы применения песка в игре: они берут песок горстями и, как сквозь решето, просеивают его между пальцами.
На первый может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава, не более того. Казалось бы, сидит ребенок в песочнице, перебирает пальчиками золотистый песок. Просто играет. Песок – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, ребенок обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, возня с песком влияет на интеллектуальное развитие. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все. Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных песчаных миров будет создавать ребенок, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. Прямо в песочнице можно изучать географию и математику, учиться считать, читать и писать, знакомиться с основами физики. И наконец, песочница – это место, где дети проходят первую школу социализации. Иными словами, осваивают азы взаимоотношений со сверстниками.
«Песочная терапия» зачастую снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
В игре с песком дети знакомятся с его свойствами, радуются легкой податливости песка, его текучести, способности принимать любую форму. Песок и вода часто служат стимулом к различным сюжетным играм. Например, положив сырой песок в стаканчик из пластмассы, дети «продают мороженое».
Игры с песком оказывают благоприятное влияние на развитие детского воображения, сообразительности, устойчивости внимания, и главным образом, на развитие и усовершенствование мелких координированных движений пальцев рук.
Как играть с песком?
Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж.
Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок», «Я чувствую прохладу песка», «Я чувствую крупинки», «Песок теплый, приятный» и т.п. Пальчики ребенка «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке.
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравиться им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Игры с песком дают возможность обучения предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природного материала (кусочков дерева, веток, шишек, камушков, желудей и т. п.) дети сооружают реки, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентировка, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
Таким образом, игры с песком позволяют:
Стабилизировать психоэмоциональное состояние
Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
Стимулировать развитие перцептивной (чувственной) сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность
Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)
Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
Разнообразить способы сотрудничества
В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:
Игры с песком
Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите инструменты: совочек, ведерко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и ребенок часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно.
Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным.
Сухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито.
Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку.
Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое.
Расскажите ребенку, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные часы помогали людям отмерять время.
Детям постарше для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой.
Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера.
Расскажите малышу, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.
Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком.
Прежде всего, обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Влажный песок — другого цвета (он темнее). Он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку, утрамбовывают его. Затем переворачивают и «Пирожок» готов.
Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать.
Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.
На сыром песке можно оставлять отпечатки и рисовать. И так далее..
Строительство из песка
Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко, лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки.
Покажите, как построить мост. Для этого с помощью ведерка сделайте два куличика или две песчаные горки на небольшом расстоянии друг от друга, а между ними перекиньте дошечку. Под мостом вполне может проезжать поезд или плыть кораблик. Чтобы машинка могла выехать на мост и съехать с него, присыпьте песок к «опорам» моста с двух внешних сторон.
В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и гараж для маленькой машинки или домик для любимой игрушки. В случае, если игрушек много, имеет смысл построить большой дом, в котором получится сразу несколько квартир на разных этажах.
Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки с заостренными концами. Эти макеты ребенок будет втыкать в песок, и его город станет настоящим.
Если у вас есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка — перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.
Игры с водой
Игры с водой – одни из любимых детских забав. Не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
Во что же можно играть с водой?
Игра со струей воды
Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.
Водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». Водопад можно построить из песка и камней.
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Ребенок наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в другие бутылки. Разливая концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите, где вода получилась темнее, где светлее.
Тонет – не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Ребенку выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.
Растворяется или не растворяется
Что еще может растворяться в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?
Пузыри
Следует научить ребенка пускать пузыри в воду. Это может стать элементом, закрепляющим навык, необходимый для ныряния и плавания. Можно попробовать делать это через трубочку.
Наливай-ка
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана ребенок наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Игра с мылом
Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там ребенком — пусть попробует его поймать. Можно придумать сюжетные игры с водой и мылом.
Много, много пены
Взрослый выливает немного детской пены в ванную, где находится ребенок. С помощью собственных рук ребенок взбивает пену.
Фокус
Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.
Поймай льдинку
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок. Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.
Брызгалка
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку ребенку. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость или просто рисовать на асфальте. Дайте ребенку брызгалку в жаркий день и он сам сможет придумать новые игры с водой.
Сквозь сито
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества. Объяснить почему вода утекает ребенок сможет самостоятельно.
Купание куклы (игрушки)
Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу (игрушку) при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.
Вымой нос, вымой коленки
Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Для разнообразия можно спеть какую-нибудь спокойную песенку или пока ребенок моется, пусть попробует сочинить стишок о каждой части тела:
Нам с мочалкой не до скуки,
Натираю мылом руки,
Мылом ноги натираю —
Это я себя стираю!
Трудно найти среди природных богатств более любимое детьми, чем вода. При любых водных процедурах ребят неудержимо тянет поиграть с водой. Если не обеспечен контроль со стороны взрослых, то дети во время умывания и мытья рук больше играют с водой, чем занимаются умыванием. После дождя, выйдя на площадку, ребята тянутся к лужам, чтобы потопать ножками по воде. Дети очень любят душ или обливание. Словом, при всяких водных процедурах ребята стараются максимально использовать воду для игры.
Организованные занятия с водой настолько увлекают детей, что их трудно отвлечь от нее, переключить на другой вид деятельности.
В жаркие летние дни дети с удовольствием плещутся в воде, наблюдают за плавающими фигурками — рыбками, лягушками, лодочкой, водят их по воде, вынимают их из воды и снова погружают, зачерпывают воду ведерками, переливают ее и т. п.
Игра с водой не только развивает устойчивость внимания, мелкие координированные движения, обогащает чувственный опыт, но и обучает ребенка различным техническим приемам. Например, при стирке лоскутов или кукольного белья ребенок учится смачивать материю водой, натирать ее мылом, простирывать натертые мылом места, отжимать выстиранную вещь. Игры с песком и водой можно комбинировать. Перед игрой с сырым песком ребенок предварительно смачивает его водой. После игры ребенок моет в воде игрушки, которыми пользовался.
Все эти приемы, которыми овладевают дети в раннем детстве по средством интересной и веселой игры, развивают зачатки трудового процесса, ожидающего их в более старшем возрасте.